Интервью "Актерское мастерство и импровизация" - полная версия

Примерно пол-года назад я давала интервью для журанла "Cosmopolitan" на тему актерского мастерства и импровизации. Интервью у них вышло, но не в полноценном виде.

 

Сейчас я на него наткнулась и решила с вами поделиться полной версией!

 

Cosmo: Можно ли рассматривать посещение курсов актерского мастерства как психологическую практику? Может ли обучение искусству актера изменить человека, его реакции, отношения с людьми, понимание самого себя?

 

Актерское мастерство и психология очень тесно связаны друг с другом. Основная задача актера - понять природу чувств своего героя и сыграть это. Актеры — отличные психологи!

И чем больше ролей актер играет, тем шире его «репертуар чувств». Сознательно изменяя свое поведение и реакции, человек автоматически расширяет границы своего восприятия жизни. У него появляется возможность посмотреть на проблемы с разных точек зрения. Очень часто на репетициях я слышу такие фразы: «Я бы так никогда не поступил!», «Мне не понятна реакция моего персонажа», «Я ей (героине) по-хорошему завидую. Я бы на такое не решилась!» Таким образом, воплощая в себе различных персонажей, человек учится лучше понимать поведение и мотивы других людей. А сравнивая свое поведение с поведением персонажа, лучше понимаешь себя.

В жизни человек часто сдерживает свои эмоции, не позволяет себе их ярко проявлять. В театре, наоборот, мы работаем над эмоциональной яркостью и выразительностью. Это касается и тела, и голоса. Этот навык тоже переходит в жизнь, и человек, благодаря актерскому мастерству, становится более спонтанным и открытым, легче проявляет свои чувства.

 

Cosmo: Театр точно имитирует жизнь, но при этом в любой момент происходящее можно остановить, видоизменить или переиграть. Может ли это научить человека и к реальной жизни относиться легче, не так убийственно серьезно? И благодаря этому почувствовать себя более свободно и раскрепощенно?

 

В процессе репетиции — да, переиграть, конечно, можно. Но вот во время спектакля уже нет!)) И в этом — главное отличие театра от других видов искусства. Театр происходит «здесь и сейчас». И даже если что-то пошло не по плану, надо действовать дальше, останавливаться нельзя! В жизни так же — мы сразу живем «на чистовик», черновика нет, и заранее что-то отрепетировать мы тоже не можем. Сплошная импровизация!

В этом смысле более полезны занятия именно актерской импровизацией, а не репетированием спектаклей (я имею ввиду пользу для жизни). В импровизации нет заранее написанного сюжета, текста и роли как таковой. Исполнители создают историю в реальном времени. Они опираются на реального партнера, на реальные чувства, на то, что происходит прямо сейчас. Этот навык позволяет лучше слышать собеседника, быстро реагировать, активизирует фантазию. Иногда это просто «взрыв мозга»! И это очень здорово раскрепощает. Тут нет возможности спрятаться за персонажа, за роль, музыку или другие театральные приемы. В импровизации человек не играет в раскрепощение, а действительно раскрепощается!

 

Cosmo: На актерских курсах каждому приходится примеривать на себя множество разных ролей. Может ли это научить и в жизни не зацикливаться на привычных образах, а произвольно их менять в зависимости от ситуации или настроения?

 

Да, несомненно, арсенал ролей расширяется, и человек имеет больше опыта в разном проявлении себя. Появляется смелость. Приобретенный новый опыт на сцене очень легко переносится в обычную жизнь.

Но тут важно помнить об искренности и естественности. Бывает, что человек начинает «заигрываться» в жизни, а это не очень здорово. Я обычно объясняю это так: в жизни мы меняем не роли и образы, а свое эмоциональное отношение к ситуациям. Один из основных навыков актера — уметь вызвать в себе нужную эмоцию. Этот же навык очень полезен для жизни — умение управлять своим эмоциональным состоянием, влиять на свое настроение.

 

Cosmo: Одна из основных задач, которую берутся решать актерские курсы, – это преодоление боязни публичного пространства. Сохранять естественную речь, мимику, жестикуляцию во время выступления перед другими удается немногим. Этот страх свойствен большинству людей, даже не робкого десятка. Чем он бывает вызван? Что дает его преодоление?

 

Это очень интересный и большой вопрос. Страх публичного выступления — это боязнь негативной оценки со стороны зрителя. Он возникает от негативных мыслей и картин, которые рисует воображение выступающего. Вот здесь мне хочется остановиться поподробнее. Мысли обычно касаются трех моментов. Первый, как я отношусь к себе. Второй, как я отношусь к слушателям или зрителям. И, третий, как я отношусь к теме своего выступления (это может быть что угодно — доклад, песня, танец, роль в спектакле). Если человек уверен в себе, в своей теме и уважительно относится к зрителю, то страха не возникает. Может быть волнение, предвкушение, но не страх. Если же есть неуверенность в себе, в материале, или человек преувеличивает значимость зрителя, придает ему критические черты, то это повод для возникновения страха.

Все наши эмоции возникают двумя путями: через мысли или через телесные реакции. В случае со страхом выступления очень большую роль играют именно мысли. Человек думает о своем провале, о том, как в него будут лететь помидоры, представляет самые невероятные последствия и накручивает себя все больше и больше. Но на самом деле он боится того, чего нет! Он боится своих предположений. Один из способов борьбы со страхом выступления — это осознать свои мысли.

Но скажу честно — страх выступления можно преодолеть только выступая. Просто знание теории здесь слабый помощник. С одной стороны, нужно знать способы снятия страха выступления, а с другой стороны, постоянно использовать их на практике.

Преодоление страха выступления дает очень простую вещь — принятие себя. Человеку становится не так важно что о нем скажут, он легче относится к критике и у него появляется еще одна степень свободы.

 

Cosmo:  Раньше жизнь людей была полна тяжелой работы и риска. Войны, голод, болезни… Когда речь идет о выживании, скучать не приходится. Сегодня же одновременно с комфортом и безопасностью большинство получает в довесок скуку. Дом-работа, работа-дом, пару раз в неделю кафе, пару раз в месяц кино и пару раз в год отпуск. Могут ли актерские курсы, на которых проигрываются, а часто и проживаются по-настоящему, сильные полярные чувства и эмоции вернуть жизни краски?

 

Конечно, да! На мой взгляд, это одна из основных целей всех актерских курсов — выдернуть человека из бытовой среды и перенести в пространство чистых эмоций. В театре все не настоящее: декорация — это не лес, покрашенный стул — это не трон и т. д., но эмоции — настоящие. И это самое ценное в актерском мастерстве.

 

 

Cosmo:  Основной источник наших ощущений – взаимоотношения с другими людьми. Но несмотря на развитие технологий, способных в любую минуту соединить нас с нужным человеком, а может быть, и благодаря им, наши отношения часто становятся формальными, неживыми. Актерские же курсы – это среда активного эмоционального взаимодействия между людьми. Можно ли рассматривать их как панацею от одиночества или общение «по указке режиссера» – это суррогат настоящих отношений?

 

Здесь все зависит от личности самого режиссера и методов, которые он использует. Я преподаю актерское мастерство через игровую импровизацию, где люди общаются непосредственно, без «указки режиссера». Участники сами создают пространство общения, выстраивают отношения и придумывают сюжет игры. Моя роль в этом — спровоцировать их на открытость и честность, дать толчок для начала истории. В конце мы, конечно же, обсуждаем то, что получилось или не получилось и почему. Как правило, не получается только в том случае, если партнеры друг друга не услышали, не взяли инициативу, или каждый играл свою историю. В жизни «не получается» по тем же самым причинам. Но на курсах мы можем научиться это исправлять.

 

Cosmo:  На курсах актерского мастерства большое внимание уделяют умению концентрировать внимание на ощущениях собственного тела. Можно ли это рассматривать как своего рода динамическую медитацию? Можно ли провести здесь параллели, утверждать, что актерская практика тоже способствует большей ясности разума и чувств? Но почему тогда большинство актеров вряд ли можно сравнить с «просветленными», занимающимися духовными практиками, – уравновешенными, спокойными, благожелательными людьми?

 

Да, занятия актерским мастерством — это духовная практика. Мы учимся осознавать мысли и чувства героя, и, как следствие, наши мысли и чувства становятся более осознанными. Мы учимся менять свою пластику и через это лучше осознавать свое тело. Актер сам является своим инструментом игры. У художника есть его холст и краски, у скрипача — смычок и скрипка, а у актера есть только он сам. И его задача — освоить этот инструмент в совершенстве.

А моральный облик многих актеров — это вопрос личности, а не профессии.

 

Cosmo:  Культивируется и умение полностью концентрироваться на партнере. Может ли это помочь в установлении или гармонизации отношений с партнером в жизни?

 

Конечно. На занятиях актерским мастерством очень много времени уделяется развитию внимания к партнеру. Повышается эмпатия, ведь для того, что бы создать образ, нужно вжиться в другого человека, понять его изнутри.

В жизни становится легче понимать эмоции другого человека, его настроение, и более того, становится легче настраиваться на собеседника и позитивно влиять на него.

 

Cosmo: Высшее проявление актерского мастерства – это искусство импровизации. Один из преподавателей объяснил это как восстановление связи между работой воображения и работой тела. Как это может отразиться на поведении человека в повседневной жизни?

 

Да, действительно, импровизация — это высшее проявление актерского мастерства. В театре импровизация помогает актеру быстро выходить из неожиданных ситуаций (забыл текст, нет нужного реквизита, не вышел вовремя партнер и т. д.) и наполнять все время свою игру новыми оттенками и нюансами, избегать однообразия и рутины. В жизни у импровизации то же применение — уметь быстро находить оптимальный выход из неожиданных ситуаций и раскрашивать «серые будни».

Импровизация — это выход за рамки своих шаблонов мышления и поведения. Как это работает? У каждого человека есть своя «зона комфорта». Это достаточно большой набор мыслительных, эмоциональных и поведенческих паттернов (привычек, они же — шаблоны), которыми человек пользуется постоянно. Когда же возникает новая, незнакомая ситуация, в которой нужно действовать по-новому, то старых и проверенных моделей поведения уже не хватает. И складывается ощущение, что выхода нет. На самом деле выход есть всегда, но решение лежит за «зоной комфорта», и что бы его увидеть, необходимо более широко и целостно увидеть ситуацию. Занятия импровизацией как раз и помогают развить этот навык.

Импровизация имеет прямое отношение к развитию креативного мышления. Это всегда поиск новых путей и новых решений! А поскольку все импровизации играются в реальном времени, придумки тут же реализуются в действии. Невозможно отложить на завтра то, что надо сделать сейчас! Человек становится более смелым и решительным.

 

Cosmo: Значительная часть занятий в актерских школах посвящена проработке телесных и эмоциональных зажимов. Можно ли в таком контексте рассматривать занятия актерским мастерством как терапию, или лечебный эффект ничтожно мал и реальные результаты может дать только работа психологов и специалистов по снятию спазмов тела, например, остеопатов?

 

Наши эмоции напрямую связаны с телом. Каждая эмоция имеет свое телесное воплощение в виде зажимов. Вспомните физиогномику (определение характера человека по лицу). Кроме врожденных особенностей лица огромную роль играют мимические морщинки, которые приобретаются человеком в течении жизни. Эти морщинки как раз и отражают те частые эмоции, которые человек привык испытывать!

На занятиях актерским мастерством мы много внимания уделяем работе с телом, снятию лишнего напряжения и свободному движению. Если человек достаточно внимательно к этому относится, то он начинает лучше чувствовать свое тело, и с легкостью выравнивает свою осанку. Но если есть глубокие зажимы и болезненные ощущения, то вмешательство остеопата не лишнее.

 

Cosmo:  Может ли быть, наоборот, что утрирование, старательное обострение переживаний окончательно расшатает чьи-то нервы? Вообще, как Вы думаете, могут ли быть какие-то «противопоказания» к обучению актерскому мастерству? Есть ли люди, которым не стоит этому учиться? Есть ли в этом какие-то опасности?

 

Противопоказаний нет. Актерским мастерством для жизни может заниматься каждый без ограничений.

Существует много разных подходов к преподаванию актерского мастерства. И здесь важно понимать конечную цель. Не стоит из людей, которые хотят заниматься актерским мастерством для жизни пытаться сделать профессиональных актеров. К сожалению, многие выпускники театральных курсов, которых научили играть роль на сцене, не понимают как этот навык можно перенести в реальную жизнь. Ведь в жизни нет возможности «спрятаться» за театральный костюм и заранее отрепетированный текст.

Утрирование эмоций и обострение переживаний я отношу к непрофессиональному подходу. Помните знаменитое «Не верю» К.С. Станиславского? Оно в том числе относилось к неестественному поведению и изображению чувств на сцене. Все, что уводит человека от его органики может принести вред.

Именно поэтому я считаю, что импровизация — это самый важный аспект из всего актерского мастерства. Импровизация развивает человека, как такового, не требует от него полного освоения актерской профессии, учит лучше понимать свои эмоции и активно действовать.

 

Write a comment

Comments: 0